8 июня 2011 года прошли семинары летнего XIX сигарного фестиваля Big Smoke журнала Cigar Clan.
Первым, на аперитив, выступил Гельмут Бёрли, президент компании Laura Chavin, выпускающей одноименные сигары. В Москву г-н Бёрли приехал вместе со своей дочерью Лаурой, которая присутствовала в зале во время доклада своего отца и угощала нас своими сигарами. В этот раз слушателям семинаров представилась возможность попробовать сигары из линейки Laura Chavin Concours des Meilleurs Connaisseurs. Данная линейка состоит из 5-ти витол: corona, robusto, belicoso, petit belicoso и sceptre. 4 из них (за исключением belicoso) раздавала Лаура. Мне удалось попробовать sceptre. Серьезная, вкусная, крепкая, похожая на Кубу сигара. Правда для начала дня крепковата и великовата.
Гельмут Бёрли говорил о том, что он уже 4-й раз в Москве, что за эти разы вполне смог понять русскую душу, а также о своей семье, создании сигарного бренда Laura Chavin, любви к сигарам, табаку и своим друзьям (так он называет своих покупателей).
Мы уже писали о марке Laura Chavin и, в частности о линейке Concours des Meilleurs Connaisseurs. Кстати, русская транскрипция Laura Chavin – Лаура Шавин. Специально слушал как название свой марки произносит сам её владелец.
Гельмута Бёрли сменил Эрик Штайнбрюнн, российский бренд-амбассадор коньяка Courvoisier. Эрик прекрасно работает со своей маркой. Я часто присутствую на его дегустациях и вижу это. Проводил он дегустацию и для нашего сигарного клуба (пили мы тогда Napoleon под сигару Sain Luis Rey Churchills). И каждый раз Эрик придумывает что-то новое и интересное. Естественно, в этот раз традиционно был рассказ и о производстве коньяка, и о самой марке Courvoisier. Но основным моментом в выступлении Эрика стала в этот раз сравнительная дегустация коньяков Courvoisier с двумя другими коньяками из большой коньячной четверки: Hennessy и Martell (не было только Remy Martin по причине того, что слишком уж было бы тяжело участникам семинара осилить с утра сразу 4 коньяка). Мы провели сравнительную дегустацию 3-х разных по стилю напитков в разрядах VSOP и XO.
После завершения дегустации мы пообщались с Эриком, и я узнал, что сравнивать коньяки большой четверки – традиционно для дома Courvoisier. Для гостей замка перед отъездом обязательно проводится такой сравнительный тестинг. В завершении нашей беседы мы договорились с Эриком провести как-нибудь такую же сравнительную дегустацию у нас в сигарном клубе «Московские афисионадо».
Несколько интересных фактов о марке Courvoisier и о коньяке вообще:
- Коньячный дом Courvoisier был любимым коньяком императора Наполеона, а позднее стал официальным поставщиком двора Наполеона III и нескольких других монарших дворов.
- В 1889 году Courvoisier был официальным коньяком церемонии открытия Эйфелевой башни.
- Марку Courvoisier, в свое время рекламировали Катрин Денёв и Жерар Депардье.
- Большая коньячная четверка – это 80% продаж всего объема напитка, производимого Францией в провинции Коньяк.
- 97% (!) всего коньяка уходит из Франции на экспорт и лишь 3% выпивается внутри страны.
- Courvoisier №1 в Англии, Италии и Канаде и №3 с США по объемам продаж.
- Самый большой рынок для коньяков – США, где, в подавляющем большинстве потребляю категорию VS.
- При производстве коньяка используются всего 3 сорта (все белые) винограда. Из них 98% (!) по объему - Уни Блан, остальные 2% - Коломбар и Фоль Бланш.
Эрик Брёэнер, ранее курировавший марку CAO, и рассказывавший нам про нее на одном из недавних фестивалей Big Smoke, теперь отвечает в компании Scandinavian Tobacco Group за бренд Macanudo. Он рассказал нам о лимитированных выпусках Macanudo Vintage Cabinet Selection 2000 и дал нам их попробовать. Сотрудник компании «Неска» Альберт Зулькарнаев угощал участников семинаров винтажом в 3-х форматах: Number II, Number VIII и Number X. Я выбрал длинный и тонкий номер 2. По словам г-на Брёэнера эти винтажные Macanudo выпускаются только в годы исключительных урожаев. Первый такой урожай был в 1979 году, а последующие в 1984, 1988, 1993, 1997, 2000 и 2003. 2000-й мы как раз и курили, а 2003-й только еще готовиться к тому, чтобы стать сигарами. Состав Macanudo Vintage Cabinet Selection 2000 – доминиканский Piloto Cubano в начинке, мексиканский лист из провинции San Andres в обвязке и Connecticut Shade в покрове. Кстати, про марку Macanudo и технологию производства листа Connecticut Shade для этой марки мы уже неоднократно писали на нашем сайте (см. здесь, здесь и здесь). Надеюсь, напишем и еще: с представителем компании «Неска» Игорем Диденко мы договорились провести в скором времени очередную дегустацию.
Эрик Брёэнер всегда старается сделать так, чтобы на его лекциях не спали. И для этого каждый раз устраивает игру со слушателями. В этот раз он устроил нам экзамен и заставил вспомнить, что случилось в мире в 2000, в году, когда был собран урожай для Macanudo Vintage Cabinet Selection 2000. Призом за успешно сданный «ЕГЭ» стала коробка сигар Macanudo.
Изначально очень спорная тема следующего доклада «Сочетание сигар с пивом» волновала многих. Сигара с пивом не сочетается. Это ясно как божий день. Курить сигару под пиво неприемлемо, это невкусно, это неуважение к сигаре, это моветон… Но оказалось, что мы думали про наше стандартное массмаркетное пиво (вернее даже про то, что у нас называют пивом…). А Анастасия Санникова, бренд-менеджер компании «ПивДом», предложила нам элитное бельгийское пиво от компании Martin`s. Его особенность в том, что это… вобщем-то и не пиво. В нашем обычном понимании этого напитка. Некоторые образцы больше напоминали шампанское, другие портвейн или херес, а третьи были пивом, но таким выдержанным, крепким, душистым и вкусным, что дух захватывало. Вот какие виды и сорта настоящего бельгийского пива мы попробовали:
- Timmermans Strawberry Lambic Beer – пиво (больше похоже на шампанское) с натуральным соком клубники.
- Timmermans Kriek Lambic Beer – такое же пиво-шампанское, только с натуральным соком вишни.
- Bourgogne des Flandres – пиво, выдержанное в бочках из-под порто и хереса.
- Dominus Dubbel и Dominus Tripel – пиво соответственно 2-х и 3-х ферментаций.
- Gordon Five – качественное вкуснейшее светлое пиво
- Martin`s Pale Ale – пиво с фруктовыми нотами и стойкой сливочной пеной.
Анастасия Санникова сообщила, что тренд пить пиво с сигарами зародился еще в начале 19 века в Англии и Бельгии, т.е. в тех странах, где пивовары искушены в приготовлении неординарного, сложного, выдержанного пива с крепостью до 12-13 градусов (я имею в виду пиво, отличное от классического пива немецкого и чешского типа), а потребители знают толк в таких напитках. Сейчас этот тренд возрождается в Европе с новой силой, а компания Анастасии пытается привнести этот тренд и в Россию.
Слова Анастасии подтвердила главный редактор журнала Cigar Clan Наталья Рыжкова, добавив от себя, что практически в каждой бельгийской деревушке вокруг местной пивоварни есть клубы любителей пива, и что вечерами в таких барах собираются члены сигарных клубов, чтобы оценить сигарно-пивную пару.
Итог дегустации (и это общее мнение слушателей семинара): ТАКОЕ пиво с сигарами сочетать и можно, и нужно. Особенно это пиво хорошо подойдёт к легким сигарам доминиканского типа.
Следующим докладчиком была Светлана Арсенашвили, генеральный директор компании «Винтаж М». Светлана выступила на тему «Ром Santiago de Cuba. Новое лицо старого бренда», посвященную ребрендингу марки, производимой в одноименной кубинской провинции.
Этот ром поменял свои бутылки, логотип и этикетку. Изменения также коснулись (и это для нас, любителей этого рома, самая ценная информация) и выдержки 2-х позиций Santiago de Cuba: 7-милетка стала 8-милеткой, а 11-тилетка эволюционировала в 12-тилетку.
Светлана рассказала нам про историю рома в целом и про историю марки Santiago de Cuba. В процессе ее рассказа мы перепробовали всю линейку этого замечательного напитка:
- мечту любого бармена, очень ароматный, фруктовый, мягкий 3-хлетний Carta Blanca.
- пока еще 7-милетний Anejo из бутылки старого образца.
- сладчайший, пока еще 11-тилетний Extra Anjejo также из бутылки старого образца.
- разливаемый раз в пять лет в честь юбилеев города Сантьяго-де-Куба 20-тилетний Extra Anjeho.
- венец творения кубинских мастеров, впервые выпущенный к 490-летию города Сантьяго-де-Куба и 50-тилетию штурма казармы Монкада, 25-тилетний шедевр.
Рекомендация от Светланы Арсенашвили о том, как выбирать молодой ром (до 7-8 лет). Эти ромы не должны иметь сильного, насыщенного цвета. Если это все-таки так, то это либо перебор с карамелью, использованной для подкрашивания напитка, либо при его производстве была использована неправильная, слишком экстрактивная бочка не из белого американского дуба. Выбор правильного дуба для рома – это очень важно. Американский дуб не дает слишком много ванили и шоколада, которые заглушили бы свежесть и фруктовость рома.
Семинарская часть фестиваля Big Smoke завершилась мастер-классом по скрутке сигар и вечерней дегустацией японского виски компании Nikka.
Вечером следующего дня 9 июня состоялась масштабная вечеринка фестиваля.
Александр Клепиков